Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Ответы на часто задаваемые вопросы в мобильном приложении «Fingramota Online»

×

Мы запустили новый сайт!

Дорогой посетитель, Вы можете перейти на наш новый сайт по ссылке - fingramota.kz

19.11.2020
Ответы на часто задаваемые вопросы в мобильном приложении «Fingramota Online»

В целях оперативного реагирования на обращения граждан по вопросам защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка с 26 марта 2020 года запущена горячая линия по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг.

Посредством горячей линии по состоянию на 15 ноября 2020 года принято и обработано свыше 22,8 тыс. звонков граждан по вопросам реструктуризации задолженности по займам, предоставления отсрочки по кредитам, дополнительных мер поддержки в период карантина и т.д.

В целях оперативного взаимодействия населения с финансовым регулятором и в рамках реализации Плана мероприятий по Концепции повышения финансовой грамотности на 2020-2024 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30.05.2020 года №338, Агентством с 25 июня 2020 года запущено мобильное приложение «Fingramota Online». Это удобный инструмент взаимодействия финрегулятора с населением и бизнесом по вопросам защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, деятельности финансовых и иных организаций, повышения финансовой грамотности и другое.

Посредством данного мессенджера в Агентство по состоянию на 15 ноября 2020 года поступило 1219 вопросов.

Представляем вашему вниманию ответы на часто задаваемые вопросы в приложении «Fingramota Online», поступившие за последний месяц.

Вопрос: Имеет ли право коллектор звонить моим родственникам и знакомым? Куда я могу обратиться за защитой своих прав?

Ответ: Здравствуйте! При оформлении займа в договоре указываются права и обязанности сторон. В том числе может быть указано право финансовой организации привлекать сторонние организации в случае наступления просрочки по займу. Кроме того, в договоре может быть указано право обращаться к третьим лицам для установления местоположения должника. Однако при этом коллекторское агентство должно действовать в соответствии с Законом Республики Казахстан «О коллекторской деятельности».

Для проверки законности деятельности коллекторской организации Вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка любым удобным Вам способом: с письменным заявлением по адресу А15С9Т5, г.Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21, 1 подъезд; посредством электронной почты info@finreg.kz или через портал электронного правительства.

При обращении укажите, пожалуйста, свои данные и всю информацию касательно обращения: наименование коллекторского агентства, имена и телефоны сотрудников и т.д. Обращение будет рассмотрено в установленный законодательством срок.

Вопрос: Мне предлагают вложить деньги под выгодный процент. Однако организация не зарегистрирована как финансовая, и вообще имеет зарубежную регистрацию. Может ли это быть финансовая пирамида?

Ответ: Здравствуйте! В случае, если организация не зарегистрирована на территории Республики Казахстан, вложения в нее являются крайне рисковыми. Существует несколько явных признаков финансовой пирамиды:

1.     Отсутствие лицензии финансового регулятора на прием депозитов;

2.     Обязательный вступительный взнос;

3.     Обязанность клиента для получения выплат привлечь несколько других новых клиентов;

4.     Выплата вознаграждения новым участникам из денег, вносимых позднее другими вкладчиками;

5.     Обещание необоснованно высокой доходности вкладываемых средств, превышающей средний уровень по рынку заимствований;

6.     Отсутствие гарантии сохранности вложений;

7.     Отсутствие определения рода деятельности организации, ее устава, официальной регистрации;

8.     Отсутствие какой-либо информации о финансовом положении организации;

9.     Агрессивная реклама в СМИ, интернете;

10. Организация зрелищных рекламных шоу-презентаций компании с вручением дорогостоящих подарков участникам различных программ компании;

11. Непрозрачные структуры источников доходов, оборота средств, бизнес-процессов и другое.

Если организация, которой вы хотите доверить свои денежные средства, обладает всеми или несколькими из перечисленных признаков, стоит задуматься, не пытаются ли вас вовлечь в финансовую уловку, которая может обернуться большими убытками.

Вопрос: Хотел взять кредит в банке, но мне отказали. Может ли это быть связано с тем, что ранее я получал социальную помощь от государства?

Ответ: Здравствуйте! Решение о выдаче займа принимается финансовыми организациями в индивидуальном порядке на основе анализа кредитной истории и платежеспособности заемщика. Условия кредитования, категории лиц, которым могут предоставляться займы, необходимые для этого критерии их платежеспособности, а также иные условия кредитования определяются банками второго уровня, согласно Закону Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон о банках), самостоятельно в Правилах об общих условиях проведения операций, внутренней кредитной политике, утверждаемых Советом директоров Банка.

Банк при кредитовании принимает на себя определенные риски, в том числе риск невозврата займов. В этой связи в целях минимизации рисков банками предварительно проводится анализ кредитоспособности потенциального заемщика, исходя из наличия стабильного дохода, возраста, гражданства заемщика и другое. При этом немаловажным фактором для принятия положительного решения о выдаче займа является отсутствие у заемщика отрицательной кредитной истории.

В случае, если Вы считаете, что Ваши права, как потребителя финансовых услуг нарушены, Вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка любым удобным Вам способом: с письменным заявлением по адресу А15С9Т5, г.Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21, 1 подъезд; посредством электронной почты info@finreg.kz или через портал электронного правительства.

Вопрос: Мое жилье принято на баланс банка в счет исполнения обязательств по ипотечному займу, какая помощь может быть оказана мне, как заемщику, в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов по возврату жилья в собственность?

Ответ: Здравствуйте! Согласно пункту 17-8 Раздела 2-1 Программы, банк в целях передачи в собственность заемщику/залогодателю/арендатору жилища, числящегося на балансе, по соглашению сторон осуществляет:

·        финансирование заемщика/залогодателя;

·        предоставление арендатору жилья в аренду с последующим выкупом.

Передача жилья в собственность осуществляется при следующих условиях:

·        отсутствия в собственности у заемщика/залогодателя жилья по состоянию на 1 января 2020 года;

·        сумма текущей рыночной либо балансовой стоимости жилища (наименьшее из них) и остатка основного долга по займу в совокупности составляет не более 50 млн. тенге.

Финансирование заемщика осуществляется по ставке 3%, срок аренды не более 20 лет (с арендным платежом не менее 20 тыс. тенге и сохранением дохода в размере не менее прожиточного минимума).

При сроке аренды свыше 5 лет размер ежемесячного арендного платежа устанавливается по соглашению сторон.

Вопрос: С каких счетов судебные исполнители не имеют права снимать деньги в Казахстане?

Ответ: Здравствуйте! В случае, если дело о взыскании средств в счет задолженности дошло до суда, частные судебные исполнители могут наложить арест на банковские счета заемщика. Однако на средства, находящиеся на спецсчетах, не допускается: наложение ареста, взыскание по платежным требованиям банков и небанковских организаций, по инкассовым распоряжениям судебных исполнителей.

Так, согласно действующему законодательству, не допускается обращение взыскания на:

-  на деньги, находящиеся на банковских счетах, предназначенных для зачисления пособий и социальных выплат, выплачиваемых из государственного бюджета и (или) Государственного фонда социального страхования;

- на деньги, находящиеся на банковских счетах, предназначенных для зачисления жилищных выплат;

- на деньги, находящиеся на банковских счетах в жилищных строительных сберегательных банках в виде жилищных строительных сбережений, накопленные за счет использования жилищных выплат, на деньги, находящиеся на банковских счетах в банках второго уровня в виде накоплений на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума, за исключением взысканий на основании судебных решений по делам о неисполнении обязательств по договорам, заключаемым в целях проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума;

-  на деньги, внесенные на условиях депозита нотариуса;

- на деньги, находящиеся на банковских счетах по договору об образовательном накопительном вкладе, заключенному в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Государственной образовательной накопительной системе»;

- на активы фонда социального медицинского страхования, находящиеся на банковских счетах;

- на деньги, находящиеся на банковских счетах, предназначенных для зачисления компенсации инвестиционных затрат, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственно-частного партнерства и о концессиях;

- на деньги клиентов, находящиеся на банковских счетах, предназначенных для зачисления алиментов (денег, предназначенных на содержание несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей), по банковским займам на основании платежных требований;

- на деньги, находящиеся на текущем счете частного судебного исполнителя, предназначенном для хранения взысканных сумм в пользу взыскателей;

- на деньги, находящиеся на сберегательных счетах, являющиеся предметом залога по выданным банковским займам, в размере суммы непогашенного основного долга по таким банковским займам на основании платежных требований.

Поэтому если вы являетесь получателем пособий и социальных выплат или, к примеру, получаете алименты на содержание несовершеннолетних детей, то в банке или АО «Казпочта» вам необходимо открывать не «обычный» карточный счет, а специальный счет. Нужно быть внимательными и детально изучать всю информацию перед открытием счета, особенно спецсчета.

Дорогие пользователи, направляйте свои вопросы чрез приложение «Fingramota Online», и наши специалисты ответят вам в кратчайшие сроки.  Приложение можно скачать на государственном и русском языках по ссылкам: в App Store: https://apps.apple.com/kz/app/fingramota-online/id1134502211; в Play Market: https://play.google.com/store/apps/details?id=kz.nationalbank.appeals. Также доступна веб-версия «Fingramota Online». Также доступна веб-версия «Fingramota Online».