Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Краткие итоги: какие обращения потребителей финансовых услуг рассматривал финрегулятор в ноябре 2020 года

×

Мы запустили новый сайт!

Дорогой посетитель, Вы можете перейти на наш новый сайт по ссылке - fingramota.kz

08.01.2021
Краткие итоги: какие обращения потребителей финансовых услуг рассматривал финрегулятор в ноябре 2020 года

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка опубликовало обзор финансового сектора за ноябрь 2020 года.

Защита прав потребителей финансовых услуг

В конце 2020 года деятельность Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка в вопросах защиты прав потребителей была направлена на рассмотрение заявлений заемщиков об оказании содействия и принятие мер по снижению их долговой нагрузки, в том числе в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов).

В ноябре Агентством рассмотрено 1458 обращений физических и юридических лиц, связанных с деятельностью финансовых организаций, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, а также коллекторских агентств, что в сравнении с прошлым месяцем меньше на 7,3% (или 115 обращений).

Снижение объема поступивших обращений наблюдалось по банковскому сектору (на 12%) при увеличении количества заявлений по страховому сектору (на 37%), по микрофинансовому и иным секторам (на 2,4% и 9% соответственно). Наибольшая доля обращений приходится на банковский сектор (банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций), которая составляет 72,4% от общего количества обращений. Актуальными вопросами обращений в банковском секторе являлись: реструктуризация/рефинансирование займов, в том числе по условиям Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов) и прощение задолженности; проверка условий банковского договора займа на соответствие требованиям законодательства РК; обращение банками второго уровня взыскания в безакцептном порядке на деньги, находящиеся на счетах в других банках; нарушение порядка заключения, исполнения и прекращения договора банковского займа.

В страховом секторе – неосуществление страховой выплаты, проверка условий договора страхования на соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан; в микрофинансовом секторе – о проведении проверки деятельности микрофинансовой организации; снижение ставки вознаграждения по микрокредитам; разъяснение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность. Также в финрегулятор поступали обращения по деятельности коллекторских агентств – в основном за неправомерность действий сотрудников коллекторских агентств.  

Примененные меры воздействия и санкции

За ноябрь 2020 года по выявленным нарушениям законодательства Республики Казахстан в действиях банков второго уровня, страховых (перестраховочных) организаций, а также организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, и коллекторских агентств Агентством применено 20 рекомендательных мер надзорного реагирования, 20 письменных предписаний и 18 административных взысканий на общую сумму 25 040,7 тыс. тенге, в том числе в отношении:  банков второго уровня – 1 административное взыскание на сумму 8,1 тыс. тенге, 18 рекомендательных мер надзорного реагирования; страховых (перестраховочных) организаций – 1 административное взыскание на сумму 277,8 тыс. тенге, 2 рекомендательные меры надзорного реагирования; организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность – 16 административных взысканий на общую сумму 24 754,8 тыс. тенге, 18 письменных предписаний; коллекторских агентств – 2 письменных предписания.

Основные нарушения прав потребителей финансовых услуг касались:  неисполнения указания, предъявленного посредством инкассового распоряжения, обслуживания банковских займов и счетов клиентов, несоблюдения внутренних правил, процедур, процессов; определения размера вреда, причиненного транспортному средству, неосуществления страховой выплаты; неуказания размера годовой эффективной ставки вознаграждения в договорах о предоставлении микрокредита и превышения предельного размера годовой эффективной ставки вознаграждения, несоответствия договора о предоставлении микрокредита установленным требованиям, представление недостоверных сведений в кредитное бюро, осуществление деятельности, не предусмотренной Законом Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности; осуществления недобросовестных действий, вводящих должника в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности.

О ходе реализации Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов)

Рефинансирование ипотечных жилищных займов (ипотечных займов) осуществляется 18 банками и 3 ипотечными организациями. В рамках первой части Программы, направленной на сохранение единственного жилья заемщиков, получивших ипотечные займы в период с 2004 по 2009 годы, банками на 01.12.2020г. на рефинансирование одобрено 28 665 заявок на сумму 180,3 млрд тенге, рефинансировано 27 638 займов на сумму 167,5 млрд тенге, из них, с начала т.г. рефинансировано 988 займов на сумму 9,2 млрд тенге. В рамках второй части Программы, предусматривающей рефинансирование валютных ипотечных займов физических лиц, выданных до 01.01.2016г., банками на 01.12.2020г. на рефинансирование одобрено 9 346 заявок на сумму 84,2 млрд тенге, рефинансировано 8 854 валютных ипотечных займов на сумму 74,6 млрд тенге, из них, с начала т.г. рефинансировано 1 349 займов на сумму 9,1 млрд тенге. До 15 декабря 2020 года банками на основании статьи 34 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» завершена работа по односторонней конвертации валютных ипотечных займов без заявления заемщиков по Программе по курсу Национального Банка на 18 августа 2015 года (188,35 тг. за 1 доллар США). Банками в рамках третьей части Программы проводится работа по оказанию ипотечным заемщикам, займы которых ранее были рефинансированы в рамках Программы по категории СУСН, дополнительной помощи в виде уменьшения задолженности заемщика и установления льготных графиков погашения, а также возврату в собственность заемщика единственного жилья, числящегося на балансе банка. Данная работа будет завершена банками до 1 июля 2021г.

Кроме того, 21 сентября 2020 года Постановлением Правления Национального Банка № 114 утверждены поправки в Программу, предусматривающие возможность: рефинансирования займов граждан, имеющих тяжелые формы социально значимых заболеваний, приводящих к нетрудоспособности и лишающих доходов на погашение ипотечного кредита (включены 5 видов заболеваний); распространения льготных условий Программы, предусмотренных для СУСН, также на займы, в которых статус СУСН имеют созаемщик, залогодатель, гарант, являющиеся супругом (супругой) или близкими родственниками заемщика; включения в Программу заемщиков, имеющих валютные ипотечные займы в ликвидируемых АО «Банк Астаны» и АО «Qazaq Banki», а также граждан, единственное жилье которых находится на балансе АО «Банк Астаны» и АО «БТА Банк» и т.д. По предварительным оценкам, поправки позволят дополнительно охватить Программой порядка 5 тыс. заемщиков на общую сумму 47 млрд. тенге.

Повышение финансовой грамотности населения

Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка совместно с ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» и заинтересованными участниками финансового рынка продолжается работа в рамках мероприятий по реализации Концепции повышения финансовой грамотности на 2020-2024 годы. На системной основе проводится масштабная информационно-разъяснительная работа, в рамках которой в ноябре проведен специализированный тренинг для представителей СМИ в формате вебинара по финансовой грамотности на тему «Коротко о финансах: повышаем вместе свою финансовую грамотность», в котором приняли участие эксперты Национального Банка, Казахстанской фондовой биржи, АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов», АО «Единый накопительный пенсионный фонд», представители 14 республиканских и региональных СМИ.

В ноябре 2020 года также состоялся тренинг «Семейные финансы» для 100 казахстанских семей. Основными темами тренинга были финансовое планирование, сохранение и преумножение семейного бюджета и сбережений.

Казахстанцы продолжают активно пользоваться мобильным приложением «Fingramota Online». По состоянию на 01.12.2020г. в Агентство посредством мобильного приложения поступило 1558 вопросов от граждан по следующим темам: получение отсрочки платежей по банковским кредитам и микрозаймам, разблокировка карточек, взаимодействие с коллекторскими агентствами, выявление случаев финансового мошенничества и другое.

В целях оперативного взаимодействия с населением при Агентстве функционирует горячая линия. По состоянию на 01.12.2020г. в рамках работы горячей линии принято и обработано свыше 22,9 тыс. звонков граждан по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, получения отсрочки по кредитам, дистанционного банковского обслуживания в период карантина.

Особое внимание Агентством уделяется финансовой грамотности детей и молодежи. С октября 2020 года выходит спецполоса Агентства в молодежном журнале «OYLA» для детей среднего и старшего школьного возраста. Тема специальной полосы, которая вышла в ноябрьском выпуске: «Финансовые услуги и их особенности». При информационной и консультационной поддержке представителей Агентства состоялся выпуск книги для детей младшего школьного возраста «Веселые уроки финансовой грамотности» на основе публикаций в приложениях Fingramota.kz в газете «Дружные ребята». Активная поддержка была оказана молодежным проектам по повышению финансовой грамотности, в частности онлайн-лекции, организованной молодежным движением «Enactus Kazakhstan», по теме: «Основы финансового планирования и особенности финансовых продуктов», а также вебинару для студентов: «Финансовая инклюзия как драйвер финансового роста». По приглашению Каспийского общественного университета 23 ноября 2020 года представителями проекта Fingramota.kz проведена лекция для студентов по теме: «Финансовое мошенничество и финансовые пирамиды».

 Агентством проводится работа по повышению финансовой доступности и финансовой инклюзии. В реализацию Плана мероприятий подписан Приказ о рабочей группе по повышению финансовой доступности и качества финансовых услуг для лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ). На постоянной основе проводится анализ законодательства на предмет внесения изменений с целью повышения финансовой доступности для ЛОВ. Кроме того, совместно с общественными объединениями проводятся совместные проверки финансовых организаций на предмет организации обслуживания ЛОВ. С начала 2020 года оказана точечная поддержка 70 представителям ЛОВ при решении проблемных вопросов с финансовыми организациями. В рамках мероприятий по реализации Концепции в ноябре запущено социологическое исследование уровня финансовой грамотности.

Также Агентством проводится активная работа по вопросу противодействия финансовому мошенничеству и финансовым пирамидам. Финрегулятором в 2020 году разработан Меморандум о сотрудничестве по вопросам профилактики и своевременного выявления финансовых пирамид, подписанный между заинтересованными госорганами и общественными организациями.

Работа по данным направлениям будет продолжена с использованием всех доступных современных каналов коммуникаций.